Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр развития региональной политики (ЦРРП) обнародовали результаты их совместного исследования проблем развития внутреннего туризма в России. Опрос проводился среди 1600 соотечественников старше 18 лет 16 и 23 ноября прошлого года.

Крым, Байкал, Алтайский край, Сочи и Санкт-Петербург вошли в топ-5 регионов России, куда гражданам интереснее всего было бы поехать отдыхать и развлекаться, сообщил руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Но в другом контексте эти показатели меняются, добавил он.

 
По его словам, гораздо интереснее также посмотреть на другие топы — это города и культурные достопримечательности. «Вообще большинство опрошенных нам заявили, что хотят ехать отдыхать не на пляжи и какие-то другие виды отдыха, а как раз за культурными достопримечательностями и новыми впечатлениями», — пояснил он.
 
«Но из этого рейтинга мы понимаем, что все делает Санкт-Петербург (58%), он делает Москву (23%) и города Золотого кольца (13%), Казань тоже лидер по культуре (10%), и опять-таки Крым (5%)», — уточнил эксперт.
Он отметил, что вторым по величине потенциальным рейтингом после культуры является природа и животный мир. «Первое место делят между собой Байкал (19%) и Алтай (19%)», — рассказал Гращенков.
 
«Третье место у Камчатки (12%), которая с небольшим отрывом, но входит в этот топ-3 как один из самых перспективных регионов, который еще до недавнего времени был закрытым, законсервированным краем, сегодня является лидером по числу инвестиций в туристической отрасли… Дальше идет абстрактная Сибирь (10%), то есть люди не очень представляют, куда бы они еще съездили, но Сибирь, как некое общее представление, тоже лидирует, и от нее с небольшим отрывом Карелия (9%)», — добавил он.
 
Также руководитель Центра указал, что среди причин того, почему россияне не путешествуют, можно выделить высокую стоимость и отсутствие времени. «Но что интересно, плохой сервис беспокоит всего лишь 3%, и проблемы транспорта, низкий комфорт — тоже всего лишь 2%», — уточнил он.
 
«Мы попытались оценить неизведанные еще туристические направления с точки зрения, интересуют они вообще или нет опрашиваемых. … Абсолютно подавляющее большинство — 65% — интересуются Волгоградской областью в целом, хотя речь, как я понимаю, идет о Мамаевом кургане… На втором месте — Сахалин. Есть какой-то абсолютный топ точек, и все они в основном либо сосредоточены на экзотических точках России, либо, наоборот, являются привычным воспроизведением школьной программы. Интересно, что ряд регионов неизведанных и с высоким потенциалом, как Якутия, Бурятия, интересуют опрашиваемых», — сказал Гращенков.
 
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
 
  • В 2019 году число туристических поездок внутри России составило свыше 60 млн. Из них порядка 15 млн — это въездной туризм (из Китая, Казахстана, Украины). Основная часть туристов (около 45 млн) — российские граждане. При этом число туристических поездок из России составляет около 24 млн. Лидерами по числу таких путешествий россиян являются Турция, Абхазия и Финляндия. Однако отдыхающие там туристы уже в 2020–2021 годах могут при определенных условиях переориентироваться на отдых в России.
  • Рынок российских туристических услуг пока формируется преимущественно в центральной части России: в Москве и Санкт-Петербурге (до 60% всего рынка туристических услуг), 25% — в крупных городах-миллионниках, еще 10% — в средних по численности населенных пунктах богатого Севера (Сургут, Тюмень, Нижний Тагил и т.д.) и только 5% — в остальных городах и сельских поселениях.
  • В России имеется существенный потенциал для развития внутреннего туризма: около половины россиян (45%) путешествуют не менее одного раза в год, большинство — по России. Также среди тех, кто предпочитает путешествовать за рубеж, большинство (81%) выразили желание совершать туристические поездки по нашей стране при сопоставимости условий. В целом же такого мнения придерживается более половины россиян (56%).
  • Массовое желание путешествовать по России можно рассматривать как один из ключевых факторов, связанных с фиксацией идентичности (язык, ментальность, ландшафт). Трансформации такого желания в конкретные действия (покупка путевки, бронь билетов, отеля и т.п.) препятствуют сложности коммуникационного, информационного, социального и экономического характера.
  • Комфорт и уровень сервиса не являются основополагающими факторами в формировании туристических предпочтений россиян. В отличие от стоимости поездок по России, которая чаще всего не позволяет нашим соотечественникам массово и регулярно их совершать.
  • Одним из эффективных инструментов развития внутреннего туризма на территории нашей страны представляется его популяризация не в виде рекламы и агитации, а путем увеличения в медиасфере (СМИ, социальные сети) качественной информации о регионах, их возможностях и особенностях. Эту задачу частично решает событийный туризм (например, фестивали вроде Alfa Future в Нижнем Новгороде, «Пермский период», Архстояние в Калужской области, «Нашествие» в Тверской области, «День Вулкана» на Камчатке, Индустриальное биеннале на Урале и т.д.).
  • Особо важна популяризация российских регионов, их особенностей и достопримечательностей в молодежной среде (через учебные заведения, социальные сети, специальные мероприятия и т.п.). Туристические предпочтения российской молодежи отличаются от предпочтений людей старшего возраста. При этом молодые люди слабо информированы о российских регионах и их туристическом потенциале.
  •  Необходима также и культурная популяризация — создание в регионах культурных точек, центров искусства (таких как ГЦСИ), проведение выставок и международных культурно-образовательных проектов, гастрофестивалей и т.д. Все это позволит побороть ряд стереотипных представлений о регионах (как об «опасных», «скучных» или исключительно «промышленных»). Исследование ВЦИОМ и ЦРРП показало, что почти половина россиян (49%) путешествуют с целью познакомиться с новыми местами и культурными достопримечательностями, найти новые впечатления. При этом наблюдается недостаточная информированность, как следствие — возникновение негативных стереотипов в отношении отдельных регионов.
  1. ПОЛНОСТЬЮ ДОКЛАД ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ
  2. ПРЕЗЕНТАЦИЮК ДОКЛАДУ можно посмотреть ЗДЕСЬ